Зачем нужна маркировка
Для начала разберемся, что это такое.
Маркировка – это процесс нанесения условных знаков на товар.
Зачем она нужна? Это способ защитить покупателя от контрафактного товара. Таковым считается товар, производитель которого:
- Не платит налогов;
- Не покупает лицензию;
- Не проходит по факту.
По факту это означает, что человек не знает ни из какого сырья произведен товар, в каких условиях, легально или незаконно он пересек границу.
Подводя итоги – маркировка дает гарантию, что вы покупаете качественный, безопасный для здоровья товар.
Кто должен маркировать текстиль
Это делает производитель и импортер, а контролирует Роспотребнадзор.
Поскольку процесс ввода кода был поэтапным, до 1 января маркировкой могли заниматься так же розничные магазины. Время на пометки остатков было дано до 1 февраля и с этого момента продажа и производство немаркированного текстиля запрещено и с этого момента обязанность маркировать товары лежит только на производителе.
Покупатель может проверить подлинность товара с помощью приложения «Честный знак». Его нужно поставить на телефон, запустить и навести на ярлычок. На экране смартфона появляется информация о товаре и если она не соответствует заявленной, данные автоматически предаются в Роспотребнадзор. Нарушителям грозят крупные штрафы, вплоть до 300 тысяч рублей.
Подлежат ли маркировке полотенца
Да, с 1 января 2021 года все произведенные полотенца оснащаются этикеткой с Data Matrix кодом. Это касается и кухонных и банных полотенец, а так же:
- Постельного белья;
- Столового белья;
- Наматрасников.
Что нужно сделать для маркировки
Первое, что нужно сделать – это зарегистрироваться в системе «Честный знак». Затем – в системе электронного документооборота. Не забудьте создать усиленную электронную подпись.
Следующий шаг – покупка оборудования. Это:
- Электронная касса, которую нужно будет зарегистрировать в Федеральной налоговой службе;
- Сканер для двумерных кодов;
- Специальный принтер.
Вот как устроена цепочка маркировки.
Производитель получает коды, нашивает их на полотенца. Если текстиль произведен за границей, например в Узбекистане, этикетку нашивает импортер. Производитель направляет товар оптовику, тот перенаправляет в розничные магазины. Там товар снова сканируется и отправляется на полки. При покупке сканер снова отмечает полотенце и оно выбывает из оборота.
Как видим, каждый этап контролируется автоматически – это позволяет избежать ошибок.
Маркировка помогает оптимизировать и автоматизировать все процессы.
Какие сведения передавать в систему
Вот что должно быть на каждом товаре:
- Наименование, состав (сырье, процентное соотношение);
- Партия или серия;
- Масса, размеры;
- Производитель, адрес;
- Срок годности и условия хранения.
Правила не предписывают определенное место для размещения этикетки на товаре. Важно, чтобы покупатель мог легко ее найти и считать. Если этикетка есть, но не читается, то можно считать, что ее нет.
Почему нельзя игнорировать маркировку
Для производителя это чревато крупными штрафами, причем ответственность может быть не только административной, но и уголовной.
Штрафы могут быть:
- За производство без маркировки – до 10 тысяч физлицам и до 100 тысяч рублей юридическим лицам;
- За продажу товаров без соответствующих этикеток - 10 000 и 300 000 соответственно;
- За неправильную маркировку – до 100 000 рублей;
- За отсутствие кода товара в чеке – до 10 000 рублей.
При контрафактной продаже табачных товаров размер штрафа может быть увеличен.